Одним из главных условий для формирования духовной культуры личности является развитие эстетического вкуса. Эстетика связывает проблему вкуса человека с формированием эстетической культуры общества в целом. Проблемой изучения эстетического вкуса занимались выдающиеся западные и отечественные исследователи. В «Новой философской энциклопедии» эстетический вкус определяется как способность к различению, восприятию, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в природе и в искусстве [6]. Шиллер писал, что: «Только вкус вносит гармонию в общество, так как он создает гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа; только представления красоты делают человека цельным, ибо они требуют согласия двух его натур» [8].

Л.Н. Коган полагал, что эстетический вкус – это диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального. Опосредованно эстетический вкус воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. Эстетический вкус раскрепощает чувственные и умственные силы человека, действительное проявление которых осуществляется в творчестве [5].

Наличие художественного и эстетического вкуса есть результат социализации личности: субъективированных процессов освоения культуры, эмоционального опыта и средств воспитательного воздействия. Эстетический вкус может быть сформирован в процессе знакомства с произведениями искусства, при получении специального художественного образования, возможно, при изучении некоторых школьных дисциплин эстетического цикла. В настоящее время для формирования эстетического вкуса, и как следствие, для повышения общей культуры людей в массовом масштабе могут быть использованы художественные объекты, включенные в городскую среду. Целью статьи является рассмотрение возможностей влияния объектов арт-дизайна на развитие эстетического вкуса горожан.

Формирование эстетического вкуса – это непрерывный целенаправленный процесс, главным условием успешности которого является «насмотренность», постоянное совершенствование процесса восприятия и анализа художественных произведений. Эстетическая вкусовая рефлексия – способность определять ценность явления посредством внутреннего переживания. Предметом оценки вкуса выступает чувственно-воспринимаемая форма. Можно сколько угодно говорить красивые слова и показывать виртуальные картины, слайды и т. п., но реальное материальное окружение человека дома либо в общественных пространствах (на улице, в учреждениях культуры, торговых центрах, административных зданиях и т. д.) показывает эстетические ориентиры и формирует его вкус. Визуальная среда воздействует постоянно, опосредованно и на подсознательном уровне, от нее нельзя отстраниться, ведь невозможно передвигаться в пространстве закрыв глаза (мы конечно не имеем ввиду слепых и слабовидящих людей). К сожалению, в условиях современного города человек практически не соприкасается с художественными произведениями.

В объектах промышленного дизайна, которыми человек пользуется в быту, утилитарная функция преобладает над эстетической, форма предметов стремится к лаконичности, функциональности и минимизации – это тенденции современного дизайна. «Хороший дизайн – как можно меньше дизайна», – говорил еще в конце XX века Дитер Рамс, выдающийся немецкий дизайнер [9]. С другой стороны, рынок товаров массового спроса наводнен низкокачественной продукцией, китчевыми, безвкусными вещами. В такой ситуации перед дизайном стоит сверхзадача – создание гармоничной, полезной, удобной, красивой среды жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях. То есть продукт дизайна должен представлять собой некую эстетическую ценность, проще говоря, возникает новая эстетика, параметры и характеристики которой зависят от многообразия предметных форм, общественных и социальных отношений, экологического фона и т. д., что также влияет на человека – на его эмоциональный настрой и эстетический вкус.

Пространство города, в силу своей статичности, не успевает изменяться вслед за потребностями людей. Большинство объектов городской среды­­ – здания типового строительства, не блещущие архитектурными изысками, первые этажи которых заняты магазинами с разношерстным оформлением входных групп, и кричащей рекламой, нацеленной на коммерческие задачи. Наличие промрайонов с техногенными депрессивными пейзажами только усугубляет ситуацию. Можно сказать, что эстетическое начало сохранилось лишь в исторических частях города, где возможно любование архитектурой. Исключение также составляют памятники, которые в основном носят исторический, идеологический характер, выполнены в реалистичной манере, и городская скульптура, имеющая демократический жанровый характер, как реалистичная, отражающая образы современников, героев фильмов и литературных произведений, так и новаторская, декоративная, шуточная (например, памятники вентилятору, водоснабжению, любопытству, клавиатуре, чижику-пыжику, букве Ё и пр.), призванная подчеркнуть региональные особенности. Произведения классического искусства находятся в музеях и выставочных залах, которые в повседневной жизни у горожанина не всегда имеется возможность посетить. Потребность в художественном оформлении предметно-пространственной среды города повлияла на возникновение таких явлений как стрит-арт, паблик-арт, инсталляция и арт-дизайн.

Объекты арт-дизайна не только украшают городское пространство или служат способом привлечения туристов, но и создают особую атмосферу – дух места, задают некий эмоциональный настрой. Это «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства, удаляясь от задач предметного творчества, промышленного и средового дизайна, архитектурного проектирования. Произведения арт-дизайна предназначены для массового зрителя, аттрактивны, эстетичны, при этом имеют тесную связь с современным искусством, что выделяет их на фоне классического искусства актуальностью и нацеленностью в будущее. В специфике арт-дизайна главенствует художественная, образно-пластическая составляющая проектирования над функциональной, утилитарной, его объекты эксклюзивны. Авторы арт-дизайна работают над образным решением формы, т. е. используют художественный метод, существующий в искусстве. Сущность арт-дизайна заключается в воплощении средствами дизайна задач искусства. Здесь следует отметить, что составляющие арт-дизайна – дизайн и искусство – не смешиваются в произведении арт-дизайна, а взаимодополняют друг друга на концептуальной основе [3].
Очевидно, что содержание понятия арт-дизайн перечисленными признаками не ограничивается. В последнее время его связывают с более широким полем проектно-дизайнерской деятельности, включающим в себя такие направления реализации арт-дизайна, как арт-стайлинг, арт-реклама, арт-имидж, арт-экспериментальное проектирование, арт-поиск креативных идей, индивидуальные и коллективные творческие арт-презентации и др. Вопросы расширения сферы творческой деятельности, исследование взаимовлияния одного вида искусства на другое, взаимопроникновение художественных средств визуального воздействия, проблематика междисциплинарного взаимодействия видов искусств и направлений творчества, в частности, арт-дизайна, формирование которого происходит под влиянием искусства, вызывают большой интерес у исследователей. Говоря об арт-объектах, мы имеем в виду целый комплекс смыслов образно-предметного мира, а также сами объекты, формообразование которых определено функциональными целями и задачами арт-дизайна. Образные смыслы арт-объектов раскрываются в диапазоне «произведение искусства – художественная дизайн-форма» [7]. «В многообразии культурной жизни – на выставках, вернисажах, презентациях – <…> долговечные варианты объектов, безусловно, имеют смысл и дают даже на таких мероприятиях возможность художественного обогащения. Объекты в отличие от других форм не подчиняются никаким точным правилам. <…> Спонтанность, импульсивность, свобода – вот что является их основой» [4].
Черты, средства, методы арт-дизайна ­могут проявляться в различных сферах – это изделия бытового назначения, предметы декора, аксессуары для интерьера и костюма, полиграфическая и рекламная продукция, визуальная презентация компаний, предметы и средовые объекты для оформления массовых мероприятий и праздников, малые формы в городской среде. С помощью средств арт-дизайна могут быть решены светильники, уличная мебель, интерьеры и витрины магазинов, вывески, обновлены фасады зданий. Арт-скамейки, а также образные уличные светильники довольно распространены в европейских городах. Концептуальные изобразительные объекты на фасадах зданий, на тротуарах и площадях: ассамбляж, коллаж, инсталляции, вносят новые смыслы в городские пространства. Арт-объекты помогают гармонизировать окружающую среду, становятся центрами притяжения для горожан. Такие места наполняются позитивным эстетическим качеством, что влияет на внутреннюю потребность человека к красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Совершенствование чувствования и осознавания искусства, воспитание потребности в нём и готовности к творчеству составляет значимую часть эстетического воспитания в целом. Арт-дизайн влияет на осуществление как ценностно-ориентационной, так и креативной функций эстетического воспитания [1]. Вкус человека всегда формируется под воздействием его средового окружения. Арт-дизайн стирает границу между бытовым миром и искусством. Арт-объекты призваны вызывать различные эмоциональные реакции зрителя, заставлять его задумываться, под новым углом взглянуть на что-то обыденное. Арт-объекты рассчитаны в основном на зрительную и эмоциональную реакцию и, как правило, в остальном нефункциональны [7]. Всеобщность применения и высокая эстетическая ценность объектов арт-дизайна позволяют говорить о их большой роли в гармонизации городской среды и воспитании эстетического вкуса.

Таким образом, арт-дизайн охватывает практически все сферы жизни людей и может в современных условиях являться одним из основных средств формирования эстетического вкуса общества. Соответственно и качество эстетических предпочтений людей производно от степени совершенства наблюдаемых объектов искусства или арт-дизайна, что накладывает ответственность и особую миссию на профессионалов-дизайнеров.

Список литературы:
Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации: сб. науч. тр. / под. науч. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»., 2009. – 162 с.
Арт-объект – [Электронный ресурс] // Art-house. – Режим доступа: http://www.art26.ru/gallery/objects (Дата обращения: 25.10.2016).
Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX века. 1945–1990 / В.Р. Аронов. – М.: Издатель Д. Аронов, 2013. – 406 с.
Климова Г.П. Портрет социального заказчика в дизайне / Г.П. Климова, В.П. Климов // Интерактивная наука. – 2016. – № 2.
Коган Л.Н. Художественный вкус опыт конкретно-социологического исследования / Л.Н. Коган. – М.: Мысль. 1966. – 213 с.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / под редакцией В.С. Стёпина. – М.: Мысль, 2001.
Степанов А.В. Арт-дизайн: структура и содержание понятия / А.В. Степанов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.проф.-пед. ун-та. – 2009. – № 2. – С. 135–137.
Шиллер Ф. Соб. соч. в 7 т. Т. 6. / Ф. Шиллер – М.: Госполиздат, 1956–1957.
Ive Jonathan, Lovell Sophie, Kemp Klaus (2011). Dieter Rams: As Little Design as Possible. London: Phaidon Press.